Аль-Къур'ан Аль-Карим - Щедрый Коран

К вере

Именем Аллаха Милостивого Благого. Читай во имя Господа твоего, Который создал

Хороший нрав в Исламе

Хвала Аллаху - Господу миров ! Мы восхваляем Его и молим Его о помощи и прощении. К Нему мы прибегаем от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Сказал Аллах Всевышний:

"Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла." (Коран, Сура 31 "Лукман", аяты 18-19)

А затем:

Поистине, из наилучших дел, к которым призывает Аллах и побуждает к ним - это хороший нрав. Хороший нрав - это наилучший дар Аллаха для Его рабов.

Сказал Аллах, описывая Своего пророка, Мухаммада (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) : -"Воистину, твой нрав превосходен". Сура Къалам 4 аят.

Передается от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах), сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) : "Нет ничего тяжелее в Судный день на весах верующего, чем хороший нрав. Поистине, Аллах ненавидит бесстыдного развратника". Приводит Тирмизи (4/362) под номером 2002, сказав, что этот хадис "хороший".

Хороший нрав охватывает в своем смысле многие стороны жизнедеятельности мусульманина. Это его слова и дела, это поклонение его перед Господом, это и взаимоотношения его с другими рабами Аллаха.

Сказал Аллах:

-"Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека – явный враг". Сура ал-Исра 53 аят.

Также Аллах говорит:

-"Вот Мы заключили с сынами Исраила (Израиля) завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное...". Сура Бакара 83 аят.

Также сказал Аллах:

-"Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник". Сура "Фуссилят" 34-й аят.

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах): "Приказал Аллах верующим проявлять терпение во время гнева, кротость, если невежествен в знании, прощение, если тебе причинили зло. И если они сделают это, то защитит и сохранит их Аллах, и усмирит для них врагов их". Тафсир Ибн Касира 4/101.

Из мудрых и содержательных заветов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)  для двух своих благородных сподвижников, Муаза ибн Джабаля и Абу Зарра (да будет доволен ими Аллах), известно то, что он сказал: "Бойся Аллаха, где бы ты ни был, а если совершишь плохое, то совершай после него благой поступок, который сотрет собой предыдущее плохое дело. И обходись с людьми хорошим нравом". Приводит Тирмизи 4/355 под номером 1987, сказав, хадис "хороший достоверный".

Сказал Шейх Ибн Каийим Джавзия (да смилуется над ним Аллах): "В этом хадисе объединил Пророк (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир)  богобоязненность "такъва" и хороший нрав. И это потому, что богобоязненность "такъва" - это когда приводится в порядок, улучшается то, что между рабом и его Господом, а хороший нрав - это когда приводится в порядок, улучшается то, что между рабом и другими творениями Аллаха. Богобоязненностью заслуживается Любовь Аллаха, а  за хорошим нравом следует распространение любви и взаимопонимания между людьми". Из книги "Фаваид" стр.85.

И не станет Иман (вера) раба Аллаха полноценной, пока не преуспеет он в улучшении своего нрава. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) : "Полноценным из верующих Иманом (верой) является тот, кто лучше из них нравом. Лучший из вас - наилучший из вас своим нравом в отношении к вашим женщинам". Приводит Тирмизи 3/466 под номером  1162 сказав, что хадис "хороший достоверный".

И тот, кто будет придерживаться этого, удостоится того, что достигнет степеней превосходства тех, кто совершает большие дела. Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллаха), что сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) : "Поистине, верующий, своим хорошим нравом достигает степеней постящихся и выстаивающих ночные молитвы". Приводит Абу Дауд (4/252) под номером 4798, Шейх Албани сказал, что этот хадис достоверный.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир)  был наилучшим из людей нравом, поэтому тот, кто хочет научиться благому нраву, пусть следует за Мухаммадом (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) !

Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах): "Я прислуживал Пророку десять лет, и за это время он ни разу не сказал мне: "Уф", и даже когда я что-то сделал не так, он не сказал мне: "Почему ты так сделал?", а если я что-то упустил, он не говорил мне: "Почему ты это не сделал?". Приводит Тирмизи (4/252) под номером 2015, основа этого хадиса в Бухари и у Муслима.

Передается от Ата ибн Ясара, что он сказал: "Однажды я встретил Амра ибн Аса (да будет доволен им Аллах) и сказал ему: "Расскажи мне об описании Пророка в Торе". Он сказал: "Конечно, клянусь Аллахом, что он описан в Торе некоторыми из описаний, что пришли в Коране: "О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем", к народу неграмотному, ты Мой раб и Мой посланник, Я назвал тебя "мутаваккаль" (получивший доверенность), ты не являешься  ни грубым, ни жестоким и ни тем, кто бесцельно бродит по рынкам, и ни тем, кто отвечает на плохое плохим, но напротив, тем, кто прощает и великодушен..." Приводит Бухари под номером 2125.

Сказал АбдуЛлах ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах): "Хороший нрав - это веселость-приветливость лица, усердие в одобряемом, отстранение от причинения вреда и терпение, перенося то, что исходит от людей". Из книги "Джами` Улюм аль-Хикам" стр.160.

Мусульманин обязательно встречает на своем жизненном пути такие обстоятельства, что если в них он не проявит высокий нрав, то он потерпит неудачу.

Из общих правил в этой области следующее:

1) Не спешить отвечать тем же тому, кто плохо проявил себя в отношении нас.

2) Постараться хорошо думать о нем, найти ему оправдание.

3) Самому никогда не совершать действия и не говорить слова, от чего потом придется извиняться.

Передается хадис от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), сказал Пророк (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) : "Я завещаю тебе сторониться всякого дела, которое требует извинения". Приводит Шейх Албани в "Сильсилят ахадис сахиха" под номером 354, называя его "хорошим".

Из историй, в которых результатом проявления хорошего нрава был успех и признательность, следующая: "Однажды один мужчина встретил Али ибн Хусейна  (правнук Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) ) и обругал его, после чего слуги Али бросились на него, на что Али сказал: "Полегче, оставьте его". А затем подошел к нему и спросил: "Что же такого мы вам сделали? Может у вас есть нужда какая, и я могу вам помочь?", мужчине стало неудобно и он стал проявлять стеснение. Али набросил на его плечи свою накидку и приказал дать ему тысячу дирхамов. На что этот мужчина не вытерпел и сказал: "Свидетельствую, что ты из потомков посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлёт на него мир) ". Из книги "Минхадж аль-Касидин" стр.238.

Застенчивость

Одним из похвальных качеств, к которым побуждает Ислам, является застенчивость.

Сказал Аллах Всевышний в истории о Мусе (мир ему), когда он помог двум девушкам напоить их стадо овец, и что произошло после:

-"Одна из них подошла к нему застенчиво и сказала: «Мой отец зовет тебя, чтобы вознаградить тебя за то, что ты напоил для нас»". Сура Кьисас 25 аят.

Передается от Саида ибн Зейда (да будет доволен им Аллах), что однажды один парень спросил Пророка ( да благословит его Аллах и приветствует ) : "О посланник Аллаха, дай мне наставление". И он ( да благословит его Аллах и приветствует )  сказал: "Я завещаю тебе проявлять застенчивость перед Аллахом, как проявляешь ты её перед мужчиной из самых праведных и уважаемых людей твоего народа". Приводится в книге "Зухд" Имама Ахмада стр. 46; также у Байхаки в "Шуаб аль-Иман" 6/145.

*Передается от Абу Масуда аль-Бадри (да будет доволен им Аллах), что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует )  сказал: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): «Если ты не чувствуешь стыда, делай, что хочешь». Приводит Бухари в "Сахихе"  4/113 под номером 6120.

В этом хадисе указание на то, что чувство стыда и застенчивость являются преградой для совершения пагубных поступков, вредящих человеку в его религии и портящих его нравственность и благородство. И если он потеряет стыд, то он уже не придаст значения поступкам, которые будет совершать.

*Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует )  сказал: «Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, наивысшим из них является слово "Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха", наименьшим из них является удаление с дорог того, что вредит (путникам), и стыдливость — (одно из) ответвлений веры». Приводит Бухари в "Сахихе" под номером 9.

Арабы даже во времена "Джахилии" (доисламские времена) гордились и украшали себя качеством застенчивости и проявлением стыда. Посмотрите на Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах), когда он еще до того как принять Ислам оказался у Ираклия, правителя Рима, и был спрошен о Пророке Мухаммаде ( да благословит его Аллах и приветствует ) , а он в это время все ещё находился с ним во вражде; что он сказал про себя:

"О, если бы не стыд от того, что я прослыл бы после этого разговора лжецом, то я приврал бы о Мухаммаде ( да благословит его Аллах и приветствует ) ".

Сказал Ибн Каийим Джавзия (да смилуется над ним Аллах): "Качество стыда является  наилучшим и наивеличайшим качеством по цене и наибольшим из них в пользе, оно является характерным свойством именно человека. Тот, у кого нет стыда, в том нет от человеческого ничего, кроме мяса, крови и внешнего их образа, также, как нет в нем и из блага ничего. Если бы не это качество, – стыд - не проявилось бы гостеприимство, не исполнилось бы обещание, не сохранился бы “аманат”, не выполнилась бы ни одна просьба, не покрывались бы срамные места, не было бы преграды совершать низкие поступки. Мотив к совершению этих действий будет либо религиозный, а это надежда на их хорошие плоды, либо мирской, а это стыд совершающего их от людей. Таким образом, нам становится ясно, что если бы не стыд перед Творцом, либо перед творениями, то не свершились бы эти вышеперечисленные действия...".  Взято из книги "Ключ счастья" стр. 277.

Сказал Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах): "Тот, в ком уменьшился стыд, -уменьшилось его благочестие, а тот, чье благочестие уменьшилось,- умерло его сердце". Приводит Ибн Аби Дунья в книге "Макарим аль-Ахлякъ" стр. 82.

*Передается от АбдуЛлы ибн Амра ибн А`ca (да будет доволен им Аллах), что он сказал: "Однажды посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует )  проходил мимо одного мужчины, который ругал своего брата за его застенчивость. Сказал ему Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует ) : "Оставь его, поистине, застенчивость есть Иман (Вера)". Приводит Бухари в "Сахихе" под номером 24, а так же Муслим под номером 36.

Сказал Ибн Каийим Джавзия (да смилуется над ним Аллах): "Из последствий грехов - потеря стыда, который является веществом, поддерживающим жизнь сердца, и он основа всякого блага, а потеря его - потеря блага целиком. Как пришло в достоверном хадисе: "Стыд (застенчивость) не приходит, кроме как с благом". Здесь имеется в виду, что грехи ослабляют чувство стыда в мусульманине, а может дойти и до того, что оно исчезнет у него полностью, так, что ему не будет никакого дела до того, что люди знают и видят его в дурном деле. Все это из-за потери стыда.

Тот, кто постыдился Аллаха совершить какое-либо ослушание перед Ним, то Аллах постыдится наказать его в Судный день, а тот, кто не стыдится в ослушании перед Ним, Он не постыдится подвергнуть его наказанию". Взято из книги "Полный ответ тому, кто спросил об исцеляющем лекарстве" стр. 61-62.

Примером таких распутников являются те, которые отправляются в путь для удовлетворения своих страстей, а затем рассказывают об этом грехе.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует )  сказал: "Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью, и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха". Передает Бухари в "Сахихе" под номером 6069.

Для них один лишь единственный удел у Аллаха:

-"Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете". Сура Нур 19 аят.

Здесь необходимо отметить важную вещь, а это то, что оставление побуждения к одобряемому и отстранения от порицаемого (амр биль-ма`руф ва нахию ан аль-мункар), - это не проявление стеснительности.

Аллах говорит:

-"Аллах не стыдится истины". Сура Ахзаб 53 аят.

Сказал Имам Навави (да смилуется над ним Аллах): "Возможно, для некоторых людей встанет проблема, состоящая в том, что кто-то из обладателей застенчивости постесняется адресовать наставление с истиной тому, кому он оказывает глубокое почтение и ставит его выше себя, и таким образом он оставляет побуждение его к одобряемому и не отстраняет его от порицаемого, и это ему может показаться стыдом, который остановил его от указания на Истину. Ответом на это будет то, как ответила группа Имамов, из которых Абу Амр ибн Салях (да смилуется над ним Аллах): "То, что запретило ему (адресовать истинное наставление) - это не стыд, напротив, это бессилие, упадок духа и унижение. Истинный стыд - это качество, которое пробуждается в оставлении дурных поступков, и запрещает проявлять послабления в правах Обладателя Права". Комментарии к Сахиху Муслима 1/5-6 страницы.

А ведь побуждал нас посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует )  запрещать порицаемое и изменять его. Передается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует )  сказал : "Тот, кто увидит из вас порицаемое, так пусть же исправит это рукой своей, если это не в его силах, то пусть исправит это языком своим, а если и на это он не мощен, то пусть сделает это своим сердцем, и это будет самое слабое проявление Веры". Приводит Муслим в "Сахихе" под номером 49.

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословления нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Были использованы материалы с сайта al-iman.ru

 

Начало : Бог - Аллах , Иисус - посланник Аллаха , Святой Дух - ангел , апостолы - мусульмане , Судный день , предопределение , свидетельство веры , смерть , исламская энциклопедия .


Нет преимущества у одной национальности над другой. И нет превосходства одной расы над другой.
Нацизм и расизм - это заблуждение. Ислам провозглашает равноправие всех национальностей и рас.

kvere.com © 2010-2013