Аль-Къур'ан Аль-Карим - Щедрый Коран

К вере

Именем Аллаха Милостивого Благого. Читай во имя Господа твоего, Который создал

Вероубеждение

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Поистине, богобоязненным рабам уготовлен благой конец, а нечестивцы встретят лишь вражду Господа! Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Царя Истинного, Явного, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

Он — последний из пророков и имам всех богобоязненных верующих, да пребудут мир и благословение Аллаха над ним, его родом, его сподвижниками и праведными последователями вплоть до судного дня!

Поистине, Всевышний Аллах отправил своего Посланника Мухаммада с верным руководством и религией истины как милость к мирам, чтобы он явил собой образец подражания для людей и джиннов и стал доводом за и против для всех рабов Божьих.

Посредством Пророка и ниспосланных ему писания и мудрости Всевышний разъяснил все здравые убеждения, праведные деяния и прекрасные моральные и нравственные качества, которые могут принести пользу Его рабам и вывести их на верный путь как в духовной, так и в мирской жизни. Посланник Аллаха оставил свою общину на светлом пути, ночь на котором подобна дню, и всякий, кто собьётся с него, встретит погибель.

Этим путём пошла его община, которая ответила на призыв Аллаха и Его Посланника. Этим путём пошли лучшие из Божьих творений — сподвижники Пророка, их ученики и праведные последователи. Они следуют его шариату и словно схватившись за неё зубами придерживаются его Сунны как в своих воззрениях, так и в поклонении, морали и поведении. Они образовали победоносную общину, которая не сойдёт с пути истины и которой не навредят ни те, кто оставят их без поддержки, ни те, кто им противится, вплоть до наступления того часа, когда прийдёт повеление Всевышнего Аллаха.

Хвала Аллаху, мы следуем по их стопам и придерживаемся прямого пути. Мы проповедуем милость Всевышнего Аллаха и разъясняем то, что обязан совершать каждый правоверный.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он утвердил нас и наших братьев-мусульман на слове непоколебимом как в мирской, так и в будущей жизнях, и одарил нас милостью своей, ведь Он — Дарующий!

Из-за важности этого вопроса и для того, чтобы рассеять ошибочные воззрения некоторых людей, я решил вкратце изложить наши вероубеждения — убеждения приверженцев Сунны и мусульманской общины в вопросе веры в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, последний день и предопределение с его добром и злом. Я прошу Аллаха благословить этот труд, сделать его искренним пред Его ликом и полезным для Его рабов!

Наши вероубеждения состоят в вере в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, последний день и предопределение с его добром и злом.

Мы веруем в господство Всевышнего Аллаха, то есть в то, что он является Господом, Творцом, Властителем и Вершителем всех дел.

Мы веруем в божественность Всевышнего Аллаха, то есть в то, что Он является единственным истинным божеством, а всё, чему поклоняются помимо него, не достойно этого.

Мы веруем в Его имена и качества, то есть в то, что Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Мы веруем в то, что всё это присуще только одному Аллаху, у которого нет сотоварища ни в господстве, ни в божественности, ни в обладании прекрасными именами и совершенными качествами. Всевышний Аллах сказал: “Поклоняйся же Ему, Господу небес и земли и того, что между ними, и будь терпелив в поклонении Ему. Разве знаешь ты другого с этим именем?” (19:65).

Мы веруем в то, что “Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Сущего. Не овладевает Им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто же станет без Его соизволения заступничать пред Ним? Он знает то, что было до них и что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Престол Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, — поистине, Он — Высокий, Великий” (2:255).

Мы веруем в то, что “Он — Аллах, нет божества, кроме Него, Знающий скрытое и созерцаемое, Милосердный, Милостивый. Он — Аллах, нет божества, кроме Него, Царь, Святой, Мирный, Верный, Хранитель, Великий, Могучий, Превознесённый. Хвала Аллаху, превыше Он того, что они приписывают Ему в сотоварищи! Он — Аллах, Творец, Создатель, Образователь. У Него самые прекрасные имена. Восхваляет Его то, что в небесах и на земле. Он — Великий, Мудрый!” (59:22-24).

Мы веруем в то, что Ему принадлежат небеса и земля. “Он творит, что пожелает, и дарует, кому захочет, потомство женского пола, а кому захочет — мужского пола. Или же Он сочетает браком мужчин и женщин, а кого пожелает — делает бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всесильный!” (42:49-50).

Мы веруем в то, что “нет ничего, подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий! Ему принадлежат ключи небес и земли. Он увеличивает или уменьшает удел, кому пожелает. Воистину, Он ведает обо всём сущем” (42:11-12).

Мы веруем в то, что “нет ни одного животного на земле, которого Аллах не обеспечил бы пропитанием. Аллах знает также их [земное] местопребывание и [конечное] пристанище, и всё это [записано] в ясной книге” (11:6).

Мы веруем в то, что “у Него — ключи к сокровенному; знает их только Он. Знает Он то, что на суше и в море. И не падёт лист [с дерева] без Его ведома. Нет ни зёрнышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чём не было бы [сказано] в ясной книге” (6:59).

Мы веруем в то, что “у Аллаха ведение о часе. Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, в какой земле умрёт. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий!” (31:34).

Мы веруем в то, что Аллах говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает. “...и говорил Аллах с Мусой” (4:164). “Когда же Муса пришёл [на гору Синай] к назначенному нами сроку, Господь его заговорил с Ним...” (7:143). “Мы подали ему глас с правой стороны горы Синай и приблизили его к себе для тайной беседы” (19:52).

Мы веруем в то, что “если бы море стало чернилами для [написания] слов моего Господа, то оно иссякло бы до того, как иссякли слова моего Господа, даже если бы мы добавили к нему ещё подобное этому” (18:109). “Если бы из всех деревьев земли изготовили бы перья, а к морю прибавили бы ещё семь морей [для изготовления чернил], то их не хватило бы, чтобы исчерпать слова Аллаха. Воистину, Аллах — Великий, Мудрый!” (31:27).

Мы веруем в то, что Его речь самая правдивая, самая справедливая и самая прекрасная. Всевышний Аллах сказал: “Исполнилось слово Господа твоего истинное и справедливое!” (6:115). “И чьё слово правдивее слова Аллаха” (4:87).

Мы веруем в то, что Священный Коран является Словом Всевышнего Аллаха, которое Он произнёс и открыл Джибрилю, а Джибриль низвёл его в душу Пророка. “Скажи: “Низвёл его Дух Святой от Господа твоего во истине...”” (16:102). “Поистине, это — послание Господа миров. Снизошёл с ним Дух верный на сердце твоё, чтобы ты стал одним из увещевателей. [Это — писание] на языке арабском, ясном” (26:192-195).

Мы веруем в то, что Всемогущий и Великий Аллах возвышен над своими творениями как сущностью своей, так и своими качествами, о чём свидетельствуют слова Всевышнего: “...поистине, Он — Всемогущий, Великий!” (2:255). “Он властвует над своими рабами; Он — Мудрый, Ведающий!” (6:18).

Мы веруем в то, что “Он сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон, управляя делами” (10:3).

Вознесение Аллаха на Трон свидетельствует о его высоком положении на нём, что присуще только Ему и соответствует Его величию и могуществу, а о том, как это выглядит, не ведомо никому, кроме Него.

Мы также веруем в то, что Всевышний всегда вместе со своими творениями. Он знает об их положении, слышит их речи, видит их деяния, управляет их делами, ниспосылает пропитание бедным и вдохновляет удручённых, дарует власть, кому пожелает, и лишает её, кого пожелает. Он возвышает и унижает, кого пожелает, и всякое добро — в Его руках, ибо Он — Всемогущ. Тот, кто вершит все эти дела, действительно пребывает со своими творениями, даже если в действительности Он находится на Троне, ибо “нет ничего, подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий!” (42:11).

Мы не говорим того, что утверждают хулулиты (одно из течений джахмитского толка), и им подобные, которые считают, что Аллах находится вместе со своими творениями на земле.

Мы считаем, что подобное может говорить лишь неверный или заблудший, ибо он приписывает Аллаху не подобающие Ему недостатки.

Мы веруем во всё, что сообщил нам об Аллахе Его Посланник, в том числе и в то, что каждый раз в последнюю треть ночи Аллах спускается на первое небо, говоря: “Я отвечу на мольбу того, кто взывает ко Мне, Я одарю того, кто просит Меня, Я прощу того, кто молит, Меня о прощении”.

Мы веруем в то, что в день воскресения Всевышний Аллах придёт для различения между рабами, о чём сказал Всевышний: “Но нет! [Не так следует вести себя!] Когда рассыплется земля во прах, когда Господь твой придёт вместе с ангелами, выстроившимися рядами, когда приблизят в ад — в тот день вспомнит человек, но не поможет ему воспоминание” (89:21-24).

Мы веруем в то, что Аллах “вершит то, что пожелает” (85:1).

Мы веруем в то, что воля Аллаха бывает двух видов.

Абсолютная воля — она получает соизволение Аллаха и не всегда совпадает с тем, что любит Аллах. Всевышний сказал: “А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы, но Аллах вершит то, что пожелает” (2:253). “Вам не поможет и мой совет, если захочу я наставить вас, а Аллах пожелает сбить вас с пути. Он — Господь ваш...” (11:34).

Законодательная воля — она не всегда совпадает с соизволением Аллаха, но всегда определяет то, что любимо Им, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего: “Аллах хочет принять ваши покаяния...” (4:27).

Мы веруем в то, что как абсолютная, так и законодательная воля Аллаха подчинены его мудрости. Всё, что предопределил Аллах, и всё, что Он предписал Своим творениям в шариате, связано с его мудростью и соответствует ей, независимо от того, познаём ли мы это своим разумом или не способны постигнуть это. “Разве Аллах не самый мудрый из судей?” (95:8). “Чей же суд может быть лучше суда Аллаха для людей, обладающих уверенностью?” (5:50).

Мы веруем в то, что Всевышний Аллах любит праведников, и они любят его. “Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной. Полюбит вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи”. Поистине, Аллах — Прощающий, Милостивый!” (3:31). “...то Аллах приведёт людей, которых Он любит и которые любят Его...” (5:54). “А Аллах любит терпеливых” (3:146). “Суди их по справедливости, поистине, Аллах любит справедливых!” (5:42). “...и творили добро, — ведь Аллах любит добродетельных!” (5:93).

Мы веруем в то, что Аллах доволен теми деяниями и словами, придерживаться которых Он предписал в шариате, и не любит то, что Он запретил. “Если вы будете неблагодарны, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не одобряет неблагодарности в своих рабах. А если вы благодарны, то это ему нравится в вас” (39:7). “Однако Аллах не захотел отправить их в поход и удержал [в Медине], и было им сказано: “Оставайтесь с теми, кто остаётся [дома]” (9:46).

Мы веруем в то, что Всевышний Аллах доволен теми, кто уверовал и творит благие дела. “Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это — для тех, кто боится своего Господа” (98:8).

Мы веруем в то, что Аллах гневается на неверных и тех, кто заслуживает Его гнева. “...чтобы подвергнуть наказанию лицемеров, мужчин и женщин, многобожников, мужчин и женщин, думающих об Аллахе дурное. Против них — поворот зла, а Аллах разгневался на них...” (48:6). “А на тех, кто раскрыл неверию сердце, падёт великое наказание” (16:106).

Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха есть лик преславный и достохвальный. “Вечен лишь лик Господа твоего, преславного, достохвального” (55:27).

Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллах две величественные щедрые руки. “А Его руки распростёрты [в щедрости], — дарует Он, сколько пожелает” (5:64). “Не ценили они Аллаха достойным образом, а ведь вся земля окажется в руке Его в день воскресения, а небеса будут скручены Его десницей. Хвала Ему, и превыше Он того, что они придают к Нему в сотоварищи!” (39:39).

Мы веруем в то, что у Всевышнего Аллаха два глаза. “И по откровению Нашему воздвигни ковчег пред очами Нашими...” (11:37).

Пророк сказал: “У Него — покрывало из света. Если бы Он приоткрыл его, то прелесть лика Его сожгла бы всё, что объемлет Его взор”.

Приверженцы Сунны единодушны в том, что у Аллаха два глаза, что подкрепляется высказыванием Пророка о Лжемессии: “Он одноглазый, а, поистине, Господь ваш — неодноглазый”.

Мы веруем в то, что “не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он — Слышащий, Видящий!” (42:11).

Мы веруем в то, что “не овладевает Им ни дремота, ни сон” (2:255), ибо Его жизнь и существование совершенны.

Мы веруем в то, что Он никого не угнетает из-за совершенства Его справедливости.

Мы также веруем в то, что Он не проявляет беспечности к деяниям своих рабов из-за совершенства Его видения и осведомлённости.

Мы веруем в то, что в силу совершенства Его знания и могущества ничто в небесах и на земле не является для Него невозможным. “Когда Он хочет чего-либо, то стоит только Ему произнести: “Будь!” — и это сбывается” (36:82).

Мы также веруем в то, что из-за совершенства Его силы Его не постигают ни усталость, ни утомление. “Воистину, Мы сотворили небеса и землю и всё, что между ними, за шесть дней, и не коснулась нас усталость” (18:38).

Мы веруем во все имена и качества, которыми описал себя сам Аллах и которыми Его описал Его Посланник, но вместе с тем мы избегаем двух очень опасных вещей: уподобления Творца творениям, то есть признания в сердце или на устах того, что качества Всевышнего Аллаха подобны качествам Его творений, а также описания Творца, то есть описания качеств Всевышнего Аллаха в сердце или устами тем или иным образом.

Мы отвергаем от Всевышнего всё, что отверг от себя сам Аллах и что от Него отверг Его Посланник, и отрицая некий недостаток мы утверждаем присущее Аллаху качество совершенства, противоположное этому недостатку.

Мы также умалчиваем обо всём, о чём умолчал Аллах и Его Посланник.

Мы считаем, что придерживаться подобных убеждений обязан каждый, ибо всё, чем описал себя Аллах и что Он отверг от себя, Всевышний сообщил о себе сам, а Ему лучше всех ведомо о себе самом, и речь Его самая правдивая и прекрасная, а рабы не объемлют Его своим знанием.

Что же касается того, чем описал Аллаха Его Посланник и что он отверг от Него, то ведь Посланник Аллаха лучше других людей знал о своём Господе и был самым искренним, правдивым и красноречивым человеком.

Речь Всевышнего Аллаха и Его Посланника исполнена совершенства знания, правдивости и ясности, и потому всякий, кто отвергает её или колеблется в её принятии не может иметь оправдания.

Во всём, что мы утверждаем и отвергаем в отношении качеств Всевышнего Аллаха, в целом и в частности, мы опираемся на Книгу нашего Господа и Сунну нашего пророка и следуем по стопам наших предшественников и имамов праведного пути.

Мы считаем обязательным руководствоваться текстами Корана и Сунны в соответствии с их явным смыслом, соответствующим совершенству Всемогущего и Великого Аллаха.

Мы избегаем дороги тех, кто искажает истинный смысл этих текстов, заложенный Аллахом и Его Посланником, либо отрицает его.

Мы также избегаем дороги крайних реакционеров, которые уподобляют Аллаха Его творениям или пытаются описать Его качества.

Мы с полной убеждённостью веруем в то, что всё, о чём упомянуто в Книге Всевышнего Аллаха или в Сунне Его Пророка, является истиной и не противоречит одно другому, ибо Всевышний сказал: “Неужели они не размыслят о Коране? Ведь если бы он не был от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий” (4:82).

Если в чьей-либо речи выявляются противоречия, то непременно одни его слова будут опровергать другие, а подобное невозможно в отношении речи Всевышнего Аллаха и Его Посланника.

Если же кто-либо заявляет, что в Книге Всевышнего Аллаха, или в Сунне Его Посланника, или между обеими священными текстами существуют противоречия, то причина этого состоит в его злых умыслах и уклонении от истины, закравшемся в его сердце. Ему следует покаяться пред Всевышним Аллахом и избавиться от подобного заблуждения.

Причина любых предложений о том, что в Книге Всевышнего Аллаха, или в Сунне Его Посланника, или между обеими священными текстами существуют противоречия, состоит в недостатке знаний, ограниченном понимании или неспособности осмыслить аяты Корана и хадисы Пророка. Поэтому в таком положении человеку следует искать знания и усердствовать в осмыслении Ислама, пока ему не прояснится истина. Если же ему не удастся добиться этого самостоятельно, то ему надо обратиться к учёному, отказаться от порочных предположений и сказать то, что говорят твёрдые в знаниях: “Мы уверовали в него; всё это — от нашего Господа” (3:7).

Ему следует познать то, что в Коране и Сунне нет противоречий ни в них самих, ни между ними.

Мы веруем в ангелов, принадлежащих Всевышнему Аллаху, и в то, что они — “рабы почтенные. Они не опережают своей речью речь Его и по повелению Его действуют” (21:26-27).

Они сотворены Всевышним Аллахом, поклоняются Ему и исполнены покорности Ему. Они не превозносятся над поклонением Ему, и это им не в тягость. “Они славят Аллаха и днём и ночью без устали” (21:19-20).

Аллах сокрыл их от наших взоров, и мы не можем видеть их. Однако Аллах позволил некоторым из Своих рабов лицезреть их. Пророк видел ангела Джибриля в его облике с шестьюстами крыльями, которые закрывали весь небосклон. Джибриль предстал пред Марйам в облике человека, и они беседовали друг с другом. Он также пришёл к Пророку, когда тот сидел в окружении своих сподвижников, в образе человека с чёрными волосами в белом одеянии. Сподвижники не знали этого человека, и несмотря на это на нём и не было следов дальнего путешествия. Он прислонил колени к коленям Пророка, положил кисти рук на его бёдра и беседовал с Пророком. После этого Пророк сообщил своим сподвижникам, что это был Джибриль.

Мы веруем в то, что на ангелов возложены определённые обязанности.

Джибриль несёт ответственность за ниспослание откровения от Аллаха Его избранным пророкам и посланникам.

Микаил несёт ответственность за низведение дождя и рост растений.

Исрафил несёт ответственность за дуновение в рог при раскатах грома и воскресении.

В обязанности ангела смерти входит извлечение людских душ при смерти.

Есть также ангел гор, ответственный за них, а также ангел-хранитель ада Малик.

Есть ангелы, ответственные за зародыши людей, а также ангелы, ответственные за запись человеческих деяний, и этих ангелов у каждого человека — двое. “Два ангела сидят справа и слева и записывают [его деяния]. Не проронит он ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж” (50:17-18).

Иным же ангелам вменено в обязанность допрашивать усопших. Когда тело умершего попадает в могилу, к нему приходят два ангела и спрашивают его о его Господе, его религии и его пророке. “Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в этом и будущем мирах. А неверующих Аллах сбивает с пути — и Аллах вершит, что пожелает” (14:27).

Есть также ангелы, ответственные за обитателей рая. “И войдут к ним ангелы через все врата (и скажут:) “Мир вам за то, что вы терпеливы!” Как прекрасно воздаяние этой обителью!” (13:23-24).

Пророк сообщил, что на небесах воздвигнут дом, в который каждый день входят, чтобы совершить молитву, семьдесят тысяч ангелов, и ни один из них не возвратится в него вплоть до судного дня.

Мы веруем в то, что Всевышний Аллах ниспослал своим посланникам писания в качестве доказательства для миров, в которых Он указал своим творениям правильный путь и посредством которых обучил их мудрости и очистил.

Мы веруем в то, что каждому посланнику Всевышний Аллах ниспосылал писание, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего: “Прежде Мы уже отправляли Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости” (57:25).

Из этих писаний нам известны:

а) Тора, ниспосланная Всевышним Аллахом пророку Мусе. Это — величайшая из священных писаний сынов Израилевых. “Воистину, Мы ниспослали Тору, в которой содержится руководство к прямому пути и свет. Пророки, которые предали себя Аллаху, а также раввины и учёные мужи судят по ней иудеев в соответствии с тем, что было дано им на хранение из писания Аллаха, свидетелями [истинности] которого они были” (5:44).

б) Евангелие, ниспосланное Всевышним Аллахом пророку Исе. Оно подтверждает истинность Торы и дополняет её. “Мы даровали ему Евангелие, а в нём — праведный путь и свет, в подтверждение тому, что в Торе. Это — верное руководство и наставление для богобоязненных” (5:46). “...чтобы разрешить вам кое-что из того, что было запретно вам” (3:50).

в) Псалтырь, который Всевышний Аллах открыл пророку Дауду.

г) Скрижали Ибрахима и Мусы.

д) Величественный Коран, ниспосланный Аллахом последнему из пророков — Пророку Мухаммаду. “...истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью]” (2:185).

Священный Коран ниспослан “для подтверждения того, что было [сказано] прежде в писаниях, чтобы предохранить их [от искажения]” (5:48).

Ниспослав его, Аллах аннулировал законы всех предыдущих Писаний. Он взял на себя обязательство охранить Коран от посягательств нечестивцев и искажений. “Поистине, Мы ниспосылаем напоминание, и Мы его охраняем” (15:9).

Поэтому Коран останется доводом за или против для всех творений вплоть до дня воскресения. Что же касается предыдущих писаний, то они были временными, и их срок истекал, когда ниспосылалось аннулирующее их откровение, в котором разъяснялись имевшие место искажения и изменения, и в них появились искажения, добавки и опущения. “Среди иудеев есть таки, которые искажают слова [Господа] и переставляют их со своих мест...” (4:46). “Горе тем, которые переписывают писание, [искажая его] собственными руками, а потом утверждают: “Это — от Аллаха” — дабы получить за содеянное ничтожную плату. Горе им за то, что написали их руки, горе им за то, что они извлекают из этого” (2:79). “Скажи, [Мухаммад]: “Кто ниспослал в качестве совета и руководства к прямому пути писание, с которым пришёл Муса? Вы пишете писание на хартиях, читая [людям выборочные] листы, а многое утаивая”” (6:91). “Ведь среди них есть такие, которые устами своими искажают писание, чтобы вы сочли это писанием [подлинным]. А оно не является писанием! Они говорят: “Это — от Аллаха”. А оно ведь не от Аллаха; они возводят на Аллаха ложь, знал об этом. Человеку, которому Аллах даровал Писание, мудрость и пророчество, не подобает говорить людям: “Будьте рабами мне, а не Аллаху”” (3:78-79). “О обладатели Писания, к вам пришёл Наш Посланник. Он разъясняет вам многое из того, что вы утаиваете из писания, и умалчивает о многом. Явились к вам от Аллаха свет и ясное писание, которым Аллах ведёт по путям мира тех, что приемлет Его благоволение, выводит их по своему соизволению из мрака к свету и направляет к правильному пути. Не уверовали те, которые утверждают: “Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марйам...”” (5:15-17).

Мы веруем в то, что Всевышний Аллах отправил к людям и джиннам своих посланников “благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] посланники. Воистину, Аллах Велик, Мудр!” (4:165).

Мы веруем в то, что первый из посланников — это Нух, а последний — Мухаммад. “Воистину, Мы внушили тебе, [о Мухаммад,] Откровение, подобно тому как внушили Нуху и пророкам после него” (4:163). “Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков” (33:40).

Мухаммад является самым достойным из пророков, затем — Ибрахим, затем — Муса, затем — Нух, затем — Иса, сын Марйам. Эти пророки выделены из череды Божьих избранников в высказывании Всевышнего: “Мы взяли с пророков завет — с тебя, и с Нуха, и Ибрахима, и Мусы, и Исы, сына Марйам. Мы взяли с них суровый завет” (33:7).

Мы убеждены в том, что шариат Мухаммада объединяет в себе лучшие стороны шариатов всех этих пророков, отмеченных Божьей милостью, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего: “Аллах предписал вам в религии то, что Он заповедал Нуху, то, что Мы открыли тебе, [Мухаммад], и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе, [сказав:] “Соблюдайте [заветы] религии и не впадайте в противоречия относительно неё” (42:13).

Мы веруем в то, что все посланники — люди и что все они сотворены и не обладают никакими из качеств, присущих Господу. Всевышний Аллах сообщил, что Нух, первый из посланников, сказал: “Я не утверждаю, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенное. Я не говорю вам, что я — ангел” (11:31).

Что же касается последнего посланника — Мухаммада, — то Всевышний Аллах велел ему сказать: “Я не утверждаю, что при мне сокровищницы Аллаха, и я не ведаю сокровенное. Я не говорю вам, что я — ангел” (6:50). “Не в моей власти принести себе пользу или вред, если только того не захочет Аллах” (7:188). “Воистину, не в моей власти причинить вам зло или добро”. Скажи: “Никто не спасёт меня от [наказания] Аллаха, и я не найду помимо Него убежища”” (72:21-22).

Мы веруем в то, что они являются одними из рабов Аллаха, которых Аллах почтил своим посланием и одарил своей похвалой и величайшим положением, которое только может занимать раб Божий. О Нухе, первом из посланников, Господь сказал: “...о потомки тех, кого Мы спасли вместе с Нухом! Воистине, он был благодарным рабом” (17:3).

О последнем пророке — Мухаммаде — Он сказал: “Благословен тот, кто ниспослал своему рабу “Фуркан” (то есть Различение), чтобы стал он увещевателем для обитателей миров!” (25:1).

Что же касается других пророков, то Всевышний сказал: “Вспомни Наших могучих и прозорливых рабов Ибрахима, Исхака, Йа‘куба” (38:45). “...и вспомни Нашего раба Давуда, обладателя дланей могучих. Воистину, он был обращающимся [от всего, что ненавистно Аллаху ко всему, что Он возлюбил]” (38:17).

Об Исе, сыне Марйам, Он сказал: “Он — всего лишь раб, которому Мы даровали милость и которого сделали примером [для подражания] для сынов Израилевых” (43:59).

Мы веруем в то, что Всевышний Аллах завершил плеяду посланников пророческой миссией Мухаммада, которого Он отправил ко всему человечеству, на что указывает высказывание Всевышнего Аллаха: “Скажи, [Мухаммад]: “О люди! Воистину, я — Посланник Аллаха ко всем вам. [Я — Посланник Аллаха], который владычествует над небесами и землёй. Нет божества, кроме Него, Он воскрешает и умерщвляет. Так веруйте же в Аллаха и Его Посланника, неграмотного Пророка, который верует в Аллаха и Его слово. Следуйте же за ним, — быть может, вы станете на прямой путь” (7:158).

Мы веруем в то, что шариат Мухаммада — это исламская религия, которую Всевышний Аллах избрал для Своих рабов и кроме которой Он ни от кого не примет иной религии. Всевышний сказал: “Поистине, религия Аллаха — это Ислам...” (3:19). “Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам” (5:3). “От того же, кто ищет помимо Ислама другой религии, не будет принято, и в будущей жизни он окажется среди потерпевших убыток” (3:85).

Мы убеждены в том, что всякий, кто считает иудейскую, христианскую или какую-либо иную веру правильной и приемлемой пред Аллахом является неверным и безбожником. Если он покается, то Аллах простит его, если же нет, то он заслуживает смерти, как вероотступник, ибо своими словами опровергает Коран.

Мы считаем, что всякий, кто не верует в пророческую миссию Мухаммада, обращённую ко всему человечеству, не верует вместе с тем во всех Посланников Аллаха, даже в того, в которого он, по своему мнению, уверовал и дороги которого придерживается. Всевышний сказал: “Не уверовал народ Нуха в посланников” (26:105).

Аллах счёл их неверие неверием во всех посланников, несмотря на то, что до него к людям не был отправлен ни один посланник.

Всевышний сказал: “Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его Посланников, хотят различать [веру в] Аллаха от [веры в] Его посланников, говоря при этом: “Мы веруем в одних [посланников] и не веруем в других”. Они хотят избрать [средний] путь между [верой и неверием]. Они и есть подлинно неверующие, и уготовили Мы неверным позорное наказание” (4:150-151).

Мы веруем в то, что после Пророка Мухаммада не будет пророков, а тот, кто провозглашает пророчество после него или признаёт правдивость подобных заявлений, является неверным, ибо он своими воззрениями опровергает Аллаха, Его Посланника и единодушное мнение всех мусульман.

Мы веруем в то, что у Пророка Мухаммада были праведные халифы, которые стали его преемниками в знании, распространении исламского призыва и правлении мусульманами. Самым лучшим и более всего достойным этой чести был Правдивейший Абу Бакр, затем — Умар ибн аль-Хаттаб, затем — Усман ибн Аффан, а затем — Али ибн Абу Талиб, да будет доволен всеми ими Аллах.

Их права на халифат, то есть правление после смерти Пророка, различались в зависимости от превосходства одного из них над другим. Всевышний Аллах, обладающий совершенной мудростью, никогда не позволил бы кому-либо встать во главе лучшего поколения людей, коим являлись сподвижники Пророка, пока среди них оставался бы человек, обладавший большим правом на халифат.

Мы веруем в то, что каждый из этих сподвижников по некоторым своим качествам может превосходить того, кто опередил его в благочестии и времени правления, но это частичное превосходство не обеспечивает ему превосходства абсолютного, ибо предпосылок для этого много.

Мы веруем в то, что наша община является лучшей и самой благочестивой пред Всемогущим и Великим Аллахом, о чём свидетельствует высказывание Всевышнего: “Вы — лучшая из общин, созданная на благо людей: вы велите вершить одобряемое [шариатом и разумом] и запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха” (3:110).

Мы веруем в то, что лучшими представителями нашей общины являются сподвижники, затем — их последователи, а затем — последователи их последователей.

Мы также веруем в то, что в мусульманской общине существует победоносная группа, которая не перестанет следовать истине и которой не смогут навредить ни те, кто оставляет их без поддержки, ни те, кто противится им, вплоть до наступления часа, когда прийдёт повеление Всемогущего и Великого Аллаха.

Мы убеждены в том, что смута и разногласия между сподвижниками Пророка возникли по причине их различного подхода к некоторым вопросам при принятии самостоятельных решений. Те из них, кто были правдивы, получат двойное вознаграждение, а те, кто ошибся, получат простую награду, и их ошибка будет прощена им.

Мы считаем обязательным воздерживаться от их поношения, отзываться о них только достойным образом, обращая к ним слова прекрасной похвалы, и очищать наши сердца от злобы и ненависти к кому бы то ни было из них. Всевышний сказал, обращаясь к ним: “Не равны среди вас тот, кто расходовал и сражался [на пути Аллаха] до победы [над Меккой], [и тот, кто не поступал так]. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после [победы над Меккой]. Каждому Аллах обещал наилучшее...” (57:10).

А о нас Всевышний Аллах сказал: “А те, которые пришли после них, говорят: “Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые опередили нас [в принятии] веры. Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господи наш, воистину, Ты — Кроткий, Милостивый!”” (59:10).

Мы веруем в последний день — день воскресения, в который наступит конец света, и Аллах воскресит людей для вечной жизни либо в обители благоухания, либо в обители мучительных страданий.

Мы веруем в воскрешение, когда ангел Исрафил во второй раз подует в рог, и Всевышний Аллах вернёт к жизни умерших. “[В день воскресения] затрубят в рог и будут повержены, словно молнией, и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах. Потом протрубят ещё раз, и люди [выйдут из могил и] станут, озираясь” (39:68).

Люди выйдут из своих могил и предстанут пред Господом миров босыми, голыми, без обрезания крайней плоти. “Мы вновь создадим творения согласно Нашему обещанию, подобно тому как сотворили их в первый раз. Воистину, Мы исполним это!” (21:104).

Мы веруем в то, что человеческие деяния записываются в книгах, которые будут вручены каждому человеку либо с правой стороны, либо из-за спины с левой стороны. “С тем, кому книга его [деяний] будет вручена в правую руку, расчёт будет лёгким, и он, ликуя, вернётся к своей семье. А тот, кому книга его [деяний] будет вручена со стороны спины, призовёт свою погибель и войдёт в пылающий огонь” (82:7-12). “Каждому человеку Мы повесили на шею его судьбу и в день воскресения, Мы представим её ему в виде развёрнутого свёртка [и скажем]: “Читай свой свиток! Сегодня тебе достаточно будет самому пересчитать [свои деяния]” (17:13-14).

Мы веруем в то, что в день воскресения будут воздвигнуты весы, и ни с одной душой не поступят несправедливо. “Всякий, кто совершил добро хотя бы на вес пылинки, увидит его, и кто совершил зло хотя бы на вес пылинки, увидит его” (99:7-8). “Те, у кого на весах перевесит [чаша добрых деяний], достигнут успеха, а те, у кого на весах [чаша добрых деяний] окажется лёгкой, нанесли убыток самим себе и вечно пребудут в аду. Огонь будет обжигать их лица, и они будут корчиться в нём” (23:102-103). “Тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздастся десятикратно. А тому, кто предстанет [перед Аллахом] со злым деянием, воздастся тем же, и с ними не поступят несправедливо” (6:160).

Мы веруем в великое заступничество Посланника Аллаха, которое будет дозволено только ему. Когда людей охватит непосильная тревога и печаль, они отправятся к Адаму, затем — к Нуху, Ибрахиму, Мусе и Исе, пока наконец не обратятся к Посланнику Аллаха, и тогда он с позволения Всевышнего Аллаха заступится пред Ним за Его рабов, чтобы облегчить их положение.

Мы веруем в заступничество за верующих, которые попадут в Огонь, благодаря которому они выйдут оттуда. Правом на него будет обладать не только Пророк Мухаммад, но и другие пророки, правоверные и ангелы.

Мы также веруем в то, что Всевышний Аллах выведет из ада многих верующих без всякого заступничества по своей милости.

Мы веруем в бассейн Посланника Аллаха, вода которого белее молока и слаще мёда, а запах её приятнее запаха мускуса. Длина и ширина этого бассейна равны месяцу пути. Сосудов возле него столько же, сколько и звёзд на небе, и они так же прекрасны. К нему соберутся правоверные из общины Мухаммада, чтобы напиться, после чего они уже никогда не испытают жажду.

Мы веруем в мост Сырат, воздвигнутый над адом, по которому люди будут идти в зависимости от собственных деяний. Лучшие из них пройдут по нему, словно молния, иные же словно ветер или птица, а кто-то будет просто бежать по нему. Пророк будет стоять на мосту и взывать: “Господи! Спаси, спаси!..” Затем появятся те, чьих благодеяний будет меньше, и они будут ползти на мосту на брюхе. По обеим краям моста будут крюки, готовые схватить всякого, кого им будет велено. Тот, кто отделается ссадиной, спасётся, а тот, кого они свалят с ног, попадёт в ад.

Мы веруем во всё, что сообщается в Коране и Сунне об этом дне и о его ужасах, и молим Аллаха о помощи.

Мы веруем в заступничество Пророка за обитателей рая, благодаря которому они ступят в рай. Этим правом не обладает никто, кроме него.

Мы веруем в рай и ад. Рай — это обитель благоухания и милости, приготовленная Всевышним Аллахом для богобоязненных верующих. В раю есть прелести, которых не видывали глаза, о которых не слышали уши и которые не могла себе представить человеческая душа. “Ни одна душа не ведает о том, какие сокрытые блага уготованы людям в воздаяние за то, что они вершили” (32:17).

Ад — это обитель мучений, которую Всевышний Аллах приготовил для нечестивых неверующих. В нём им причиняют страдания и наказания, которые даже не могут прийти на ум человеку. “Воистину, Мы уготовили для нечестивых огонь, который покроет их, [словно] шатёр. Если же они будут взывать о помощи, то им принесут воды, подобной расплавленному металлу, которая обжигает лицо. Скверное питьё и плохое убежище!” (18:29).

Рай и ад уже сотворены и никогда не исчезнут.

“Тех, кто уверовал и творил добро, Он введёт в сады, внизу которых текут ручьи. Они пребудут там вечно — Аллах даровал им прекрасный удел!” (65:11). “Поистине, Аллах проклял неверных и уготовал им адское пламя, в котором они пребудут во веки веков. Не найдут они там ни покровителя, ни помощника. В тот день, когда они будут ввергнуты лицами в Огонь, возопят они: “О если бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!”” (33:64-66).

Мы свидетельствуем, что в рай войдут все, кто обрадован вестью об этом Коране и Сунне либо чьи превосходные качества восхвалены в них. Среди лиц, о которых поимённо возвещают священные тексты, Абу Бакр, Умар, Усман, Али и другие сподвижники, которых называл Пророк. Кроме того, в рай войдёт каждый богобоязненный верующий.

Мы также свидетельствуем, что в ад попадут все, кому предрекает это Коран и Cунна либо чьи качества порицаются в них. Среди тех, кто упоминается по имени, Абу Лахаб, Амр ибн Лухейй аль-Хуза‘и и другие. В ад также попадёт каждый безбожник, язычник и лицемер.

Мы веруем в испытание в могиле, когда усопшего спрашивают в ней о его Господе, религии и пророке. “Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в этом и будущем мирах” (14:27).

Правоверный скажет: “Мой Господь — Аллах, моя религия — Ислам, а мой Пророк — Мухаммад”. А неверующий лицемер ответит: “Я не знаю... Я слышал, как люди говорили что-то, и повторяя это”.

Мы веруем в то, что правоверные будут испытывать в своих могилах удовольствие. “Тем, которых ангелы упокоевают праведными, говорят они: “Мир вам! Войдите в рай [в воздаяние] за то, что вы совершали”” (16:32).

Мы веруем в то, что нечестивые безбожники встретят в своих могилах наказание. “О, если бы ты видел, как нечестивые пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают [к ним] руки, [чтобы лишить их жизни и говорят]: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями” (6:93).

Об этом свидетельствует множество известных хадисов. Каждый верующий обязан уверовать во все скрытые от нас явления, описанные в Коране и Сунне, и не отвергать их, опираясь на то, что он видит в мирской жизни, ибо будущая жизнь несоразмерима с жизнью мирской из-за великой разницы между ними. А Аллах — наш Помощник в этом деле!

Мы веруем в предопределение с Его добром и злом, ибо Аллах предопределил всё происходящее во Вселенной, изначально ведая об этом и подчинив это своей мудрости.

Предопределение Господа осуществляется в четыре стадии:

Первая стадия — знание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах Всеведущ. Своим извечным знанием Он ведает обо всём, что уже свершилось и что произойдёт. Он не приобретает знания, чтобы просветиться после неведения, и не забывает ничего из того, что известно Ему.

Вторая стадия — предписание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах записал в Хранимых Скрижалях всё, что произойдёт до Дня Воскресения. “Разве не знаешь ты, что Аллаху ведомо то, что в небе и на земле? Поистине, это — в Писании, и это для Аллаха — легко” (22:70).

Третья стадия — соизволение. Мы веруем в то, что всё, что происходит в небесах и на земле, имеет место по воле Аллаха, ибо ничто не происходит без Его соизволения. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может произойти.

Четвёртая стадия — сотворение. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах — “Творец всего сущего, и Он — Покровитель всему. Ему принадлежат ключи небес и земли...” (39:62-63).

Эти четыре стадии относятся ко всему, что совершает сам Всевышний Аллах. Но наряду с этим, всё, что говорят и делают и от чего отказываются Его рабы, также ведомо Всевышнему Аллаху и записано у Него. Всё, что совершают творения, происходит с соизволения Всевышнего Аллаха, и именно Он творит все деяния своих рабов. “...Для тех из вас, кто хочет стать на прямой путь. Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Господь миров” (81:28-29). “А если бы Аллах пожелал, они не сражались бы, но Аллах делает то, что пожелает” (2:253). “А если бы пожелал Аллах, они не сделали бы этого. Так отвернись от них и не слушай их измышлений” (6:112). “Аллах сотворил вас и всё, что вы творите” (37:96).

Однако вместе с тем мы веруем и в то, что Аллах одарил человека свободой выбора и волей, благодаря которым он совершает свои деяния.

Доказательством же того, что человек совершает тот или иной поступок по собственной воле, является следующее:

1) Всевышний сказал: “Ходите на пашню вашу, когда пожелаете...” (2:223). “Если бы они желали выступить [в поход], то приготовили бы [военное] снаряжение” (9:46).

Таким образом, Аллах сообщил, что люди вершат дела по своей воле.

2) Аллах приказал Своим рабам действовать в связи с Его велениями и запретами. А если бы человек не имел собственной воли и права на выбор, то Аллах Своими велениями обязал бы его совершать то, на что сам человек неспособен. Подобное же несовместимо с мудростью и милосердием Всевышнего Аллаха и противоречит изреченной Им истине: “Аллах возлагает на душу только в меру её возможностей” (2:286).

3) Праведники поощряются за свои благодеяния, а грешники порицаются за свои скверные поступки, и каждой душе воздаётся тем, что она заслужила. Если бы человек творил дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то поощрение добродетельных было бы напраслиной, а наказание грешников — несправедливостью. Но Всевышний Аллах далёк от всякой напраслины и несправедливости.

4) Всевышний Аллах отправил посланников “благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было довода против [предписаний] Аллаха, после того [как к ним явились] посланники” (4:165).

А если бы человек совершал дела не по собственной воле и не имея права на выбор, то оправдание людьми своих грехов неведением было бы приемлемым и до прихода посланников, и после них.

5) Каждый человек ощущает, что при совершении каких-либо поступков он не испытывает никакого принуждения. Он встаёт и садится, входит и выходит, отправляется в поездку и остаётся дома только по собственной воле, и при этом он не ощущает того, что некто принуждает его к этому. Человек видит реальную разницу между тем, что он совершает по собственной воле, и тем, к чему он принуждён. Шариат вследствие своей мудрости также различает между этим, и человек не несёт ответственности за совершение того, к чему он принуждён насильственно.

Мы считаем, что предопределение Всевышнего Аллаха не может служить оправданием грехов, ибо грешник ослушается Аллаха по собственной воле до того, как он узнаёт, что Всевышний Аллах предустановил это для него. Ведь каждый человек узнаёт о предопределении Аллаха только после того, как некое событие уже имело место. “Ни одна душа не ведает того, что приобретёт завтра” (31:34).

Как же может быть приемлемым оправдание тем, о чём человек не знал, совершая проступок, за который теперь оправдывается?! Всевышний Аллах раскрыл несостоятельность всех подобных доводов и сказал: “Те, которые приобщают сотоварищей к Аллаху, скажут: “Если бы Аллах захотел, то ни мы, ни отцы наши не приобщали бы к Нему сотоварищей и мы не запрещали бы ничего [из того, что Он разрешил]”. Таким же образом считали [посланников] лжецами те, которые жили до них, пока не вкусили Нашего наказания. Скажи [Мухаммад]: “Есть ли у вас хоть какое-либо знание [об истине]? Так явите нам его. Вы следуете лишь своим догадкам и измышляете ложь!” (6:148).

Грешнику, который пытается оправдаться предопределением, мы говорим: “Отчего ты не повинуешься Аллаху, чтобы затем сказать, что Всевышний предписал тебе это?” Поистине, человек не ведает о том, что предопределено ему, до того, как совершает это, и в этом плане нет разницы между грехами и благодеяниями. Когда Пророк сообщил своим сподвижникам, что для каждого человека уже приготовлено место либо в раю, либо в аду, они спросили: “А не стоит ли нам положиться на предопределение и прекратить совершать благие дела?” Он же ответил им: “Нет! Совершайте [благие дела], ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан”.

Если ты хочешь отправиться в путешествие в Мекку и знаешь, что в неё ведут две дороги, а из достоверных источников тебе известно, что одна из них опасная и сложная, а другая — безопасная и лёгкая, но ты непременно изберёшь второй путь. Ты никогда не последуешь по первому пути, заявляя, что это предписано тебе Аллахом, а если и ты поступишь таким образом, то люди сочтут тебя безумным.

Если тебе предлагают две должности, одна из которых хорошо оплачивается, и на ней ты не будешь испытывать никаких недостатков, неужели ты выберешь должность, которая хуже этой, сославшись на предопределение?

Когда тебя постигает физическое заболевание, ты стучишься в дверь каждого врача в поисках исцеления и готов перенести боль хирургической операции и горечь лекарств. Отчего же ты не поступаешь подобным образом, когда твою душу поражает порок грехов?

Мы веруем в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. В хадисе, приведённом имамом Муслимом, говорится, что Пророк сказал: “...а зло — не к Тебе”.

Поэтому само по себе предопределение Аллаха абсолютно не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха.

Однако злом может быть нечто предопределённое Господом, ибо в молитве кунут, которой Пророк научил аль-Хасана, он сказал: “...и защити нас от зла, которое Ты предустановил!”

Тем самым он связал зло с тем, что предопределил Аллах. Но даже это зло не является абсолютным, ибо нечто, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же нечто, что является злом в одном месте, в другом месте несёт добро.

Засуха, болезни, бедность, опасность и прочие бедствия на земле являются злом, но они вместе с тем несут с собой добро. “Несчастья на суше и на море случаются в воздаяние за то, что вершили люди своими руками, дабы они вкусили часть того, что они сотворили. Может быть, они вернутся [на путь истины]” (30:41).

Отрезание руки вору и забрасывание камнями прелюбодея является злом в отношении вора или прелюбодея, ибо один из них лишается руки, а другой — души. Однако с другой стороны это является и благом для них, ибо это — искупление их грехов, и после наказания в этом мире их не постигнет наказание за этот грех в будущей жизни. Подобное также является благом из-за того, что это обеспечивает защиту имущества людей, их чести и семей.

Эти чистые мусульманские вероубеждения, которые зиждутся на рассмотренных нами великих столпах, приносят их приверженцу много славных плодов.

Результатом веры во Всевышнего Аллаха и Его имена и качества является любовь к Аллаху и почитание Его, необходимые для исполнения Его велений и покорности Его запретам. Именно благодаря исполнению велений Всевышнего Аллаха и покорности Его запретам человек и всё общество достигают полного счастья как в мирской, так и в будущей жизнях. “Тех верующих мужчин и женщин, которые вершили благие дела, Мы непременно воскресим и даруем им прекрасную жизнь и воздадим награды лучшие, чем то, что они творили” (16:97).

Вера в ангелов приносит следующие плоды:

1) познание величия сотворившего нас Всеблагого и Всевышнего Аллаха, Его могущества и власти;

2) благодарность Всевышнему Аллаху за заботу, проявленную к Его рабам, ведь Он поручил ангелам охранять людей, записывать их деяния и приносить им иную великую пользу;

3) любовь к ангелам за их совершенное преданное служению Всевышнему Аллаху и обращение к Нему с мольбой за верующих.

Вера в Писания приносит следующие плоды:

1) познание милости Всевышнего Аллаха к Его творениям и Его заботы о них, ибо Он ниспослал каждому народу писание, ведущее их к прямому пути;

2) засвидетельствование мудрости Всевышнего Аллаха, который в священных писаниях установил для каждой общины приемлемый для неё закон, а в последнем из этих писаний — Священном Коране — ниспослал шариат, подходящий для всего человечества в любом месте и во все времена вплоть до дня воскресения;

3) благодарность Всевышнему Аллаху за эту милость.

Вера в посланников приносит следующие плоды:

1) познание милости Всевышнего Аллаха к Его творениям и Его забота о них, ведь Он отправил к ним своих благородных посланников для их наставления на верный путь и назидания;

2) благодарность Всевышнему Аллаху за эту великую милость;

3) любовь к посланникам, их почитание и прославление их надлежащим образом, ведь даже посланники Всевышнего Аллаха были всего лишь Его рабами, которые искренне поклонялись Ему, доводили до людей Его послание, наставляли Божьих рабов и терпели все трудности на этом пути.

Плоды веры в последний день:

1) стремление к покорности Всевышнему Аллаху с надеждой на вознаграждение в день воскресения и удаление от грехов из страха перед наказанием в этот день;

2) утешение раба надеждой на блага и вознаграждение в будущей жизни при лишении некоторых благ и удовольствий в жизни мирской.

Плоды веры в предопределение:

1) упование на Всевышнего Аллаха при совершении всех дел, ибо и причина, и результат подчинены предопределению и предустановлению Аллаха;

2) душевное спокойствие, ведь зная, что всё происходит по предопределению Аллаха и что того, что нам неприятно, не избежать, душа человека обретает успокоение и удовлетворяется предустановлением Господа. Поэтому самую приятную жизнь и спокойную душу имеют те, кто уверовал в предопределение;

3) отсутствие самовосхваления при достижении какой-либо цели, ибо подобное является милостью Аллаха, которой Он одаряет людей, предопределяя для них пути, ведущие к добру и успеху. Человеку же следует благодарить за это Всевышнего Аллаха и сторониться самовосхваления;

4) отсутствие беспокойства и сожаления при лишении чего-то либо при неприятностях, ибо всё предопределено Всевышним Аллахом, во власти которого находятся небеса и земля. Это должно было произойти, и ничто не могло помешать этому. Поэтому человек проявляет стойкость и терпение и надеется на вознаграждение Аллаха. На это указывает высказывание Всевышнего Аллаха: “Никакая беда не постигнет ни землю, ни души ваши, не будучи [записанной] в книге до того, как мы претворим её в действительность. Воистину, это для Аллаха легко! [Записано это в книге] для того, чтобы вы не скорбели о том, чего вы лишились, и не ликовали над тем, что вам даровано. Ведь Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов” (57:22-23).

Мы просим Всевышнего Аллаха утвердить нас в этих воззрениях, одарить нас её ценными плодами и увеличить нашу награду из милости своей. О Аллах! Не уклоняй сердца наши от истины после того, как Ты наставил нас на прямой путь и одари нас от милости Своей, ведь Ты — Дарующий!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и всем праведным последователям!

Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин
30 шавваля 1404 г. х.

 

Начало : Бог - Аллах , Иисус - посланник Аллаха , Святой Дух - ангел , апостолы - мусульмане , Судный день , предопределение , свидетельство веры , смерть , исламская энциклопедия .


Нет преимущества у одной национальности над другой. И нет превосходства одной расы над другой.
Нацизм и расизм - это заблуждение. Ислам провозглашает равноправие всех национальностей и рас.

kvere.com © 2010-2013